Как выбрать микрофон

Назначение

В зависимости от сферы применения микрофоны делятся на следующие категории.

Измерительные микрофоны – применяются для измерения различных акустических характеристик помещений.

Концертные микрофоны – используются на живых концертах и выступлениях. Они должны отличаться повышенной надежностью, удароустойчивостью. Могут быть проводные микрофоны и радиомикрофоны (дают большую свободу передвижения по сцене, следовательно, более удобны).

Студийные микрофоны – используются для записи звука вокала и музыкальных инструментов. Они самые дорогие, однако существуют и бюджетные модели для записи звука в домашних условиях. Качество записи также зависит от оборудования, с которым будет использоваться студийный микрофон.

  • Вокальные (акустические) микрофоны – используются для озвучивания и записи человеческого голоса. Отличаются подъемом АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) в области 2-4 кГц – это подчеркивает яркость вокала. Некоторые микрофоны хорошо показывают себя при записи струнных или духовых инструментов.
  • Инструментальные микрофоны – позволяют озвучивать и записывать музыкальные инструменты. Для этих микрофонов характерен подъем АЧХ на частотах, присущих конкретному музыкальному инструменту. Поэтому такие модели выбираются под определенные виды инструментов: например, один и тот же микрофон может лучше работать с фортепиано и хуже с ударными.

Компьютерные микрофоны – наиболее дешевые и простые модели. Используются в основном для общения через Интернет, например, в Skype, для озвучивания видеороликов. Требования к ним значительно ниже. Прежде всего, микрофоны должны быть удобны для пользователя.

По устройству различают несколько видов компьютерных микрофонов:

  • настольные микрофоны – представляют собой подставку с прикрепленным к ней микрофоном. Неудобство состоит в том, что нужно неподвижно держать голову на постоянном расстоянии от микрофона, чтобы звук был равномерным;
  • микрофоны-петлички – конструкция, которая крепится с помощью прищепки к одежде. Недостаток – удаленность от головы. Чтобы звук был достаточно четким необходимо увеличивать чувствительность микрофона, но при этом будут сильно слышны посторонние звуки;
  • гарнитуры – наиболее популярные конструкции, состоящие из наушников и микрофона.

Бывают микрофоны для ноутбука, телефона и планшета: от компьютерных отличаются только лишь конструкцией. Особой популярностью не пользуются.

Портативные микрофоны (для караоке) – работают в паре со смартфоном, планшетом или беспроводной колонкой. Соединяются с портативным девайсом посредством Bluetooth. Также могут применяться в качестве MP3-плеера или динамика с FM-приемником.

Другие виды микрофонов

Микрофоны для видеокамеры – используются в тандеме с видеокамерой, для чего предусмотрено соответствующее крепление на ее корпусе.

Микрофоны для диктофона – применяются для работы вместе с диктофонами. Хотя в этих приборах имеется встроенный микрофон, внешнее устройство во многих случаях работает эффективнее.

Микрофоны для видеопроизводства – подразделяются на две категории:

  • для «полевых» репортажей – динамические всенаправленные микрофоны, которые отличаются хорошей чувствительностью;
  • для студийной работы – конденсаторные одно- или двунаправленные модели, обеспечивающие высокое качество передачи звука.

Микрофоны для конференций – применяются в пресс-центрах, на трибунах. Дают хорошее качество звукопередачи независимо от положения оратора по отношению к микрофону, что важно для комфортного выступления.

Количество в наборе

Встречаются наборы микрофонов, состоящие из нескольких устройств. Например, акустические наборы оснащаются 2 микрофонами для двух вокалистов. Такие модели используют и при проведении пресс-конференций, караоке-вечеринок.

Инструментальные наборы состоят из 4-7 микрофонов для ударных инструментов. Каждый микрофон улавливает звук одного элемента ударной установки – бас-барабана, тома, малого барабана, тарелок и так далее.

Тип звукоснимателя

По типу звукоснимателя микрофоны подразделяются на конденсаторные, динамические и пьезоэлектрические.

Конденсаторные микрофоны – применяются в основном для записи звука в студии или домашних условиях. Они требуют дополнительного питания: либо от аккумулятора, либо от сети, либо питание подается от разъема подключения (так называемое «фантомное» питание). Позволяют записывать звук с минимальными искажениями. Недостатки – высокая цена, требуется дополнительное питание.

  • Конденсаторные ламповые – разновидность предыдущих микрофонов. Характеризуются особенным «теплым» звучанием, которое высоко ценят многие слушатели и профессиональные музыканты. Используются в студийной работе. Минус – высокая стоимость.
  • Конденсаторные электретные – выгодно отличаются от обычных конденсаторных моделей меньшей ценой, большей компактностью, лучшей устойчивостью к внешним воздействиям. Одним устройствам достаточно питания от аккумулятора, другие требуют мощное «фантомное» питание.

Динамические микрофоны – используются для живого звука на концертах, различных мероприятиях, караоке. Имеют прочную конструкцию, устойчивы к падениям и ударам. Преимущества – невысокая цена, не требуется дополнительное питание (микрофон достаточно подключить в соответствующий разъем), возможность записи звука с высоким звуковым давлением, например, барабанов.

  • Динамические ленточные – разновидность динамических микрофонов. Отличаются от стандартных моделей более высокой точностью передачи звука. В итоге получается «бархатный» звук. Недостатки: высокая цена, громоздкость, хрупкость. Такие микрофоны встречаются редко и применяются в студиях.

Пьезоэлектрические микрофоны – по своим характеристикам уступают конденсаторным и динамическим моделям. Относятся к бюджетным устройствам. Данные микрофоны встречаются очень редко.

Чувствительность

Этот параметр показывает минимальный уровень звука, который воспринимает микрофон. Обозначается в одной из единиц измерения:

  • децибелы (Дб) – чем ниже значение, тем чувствительнее микрофон;
  • милливольты на паскаль (мВ/Па) – чем выше значение, тем более чувствительный микрофон.

Ориентировочные параметры чувствительности разных типов микрофонов:

  • динамические – 0.3-4 мВ/Па;
  • динамические ленточные – 1-3 мВ/Па;
  • конденсаторные – 1-18 мВ/Па;
  • конденсаторные электретные – 6-18 мВ/Па.

Направленность

Данная характеристика отображает чувствительность микрофона к месту расположения источника звука.

Виды микрофонов в зависимости от направленности.

Однонаправленные (направленные) микрофоны – воспринимают звук только с одной стороны и тем самым уменьшают посторонние и feedback-шумы. Эти микрофоны применяются для вокала, при проведении репортажей, а также в других ситуациях, когда требуется хорошая шумоизоляция. Виды направленностей:

  • кардиоидная направленность – микрофон воспринимает только звук, идущий спереди (угол приема сигнала – 131°). Звуки с остальных сторон практически игнорируются;
  • суперкардиоидная направленность – область, в которой микрофон воспринимает звук уже, чем у предыдущей версии (угол приема – 100°). Также он частично улавливает звук, идущий сзади (угол приема – 10°);
  • гиперкардиоидная направленность – аналогична суперкардиоидной, однако «передняя» зона восприятия звука немного меньше (угол приема – 75°), а «задняя» – чуть больше (угол приема – 25°);
  • полукардиоидная направленность – характерна для микрофонов, которые необходимо располагать на какой-либо поверхности (угол приема – 100°). Оптимальный вариант для конференций, совещаний и лекций.

Двунаправленные микрофоны – воспринимают звук, поступающий спереди и сзади одинаково хорошо (угол приема – 150°), но полностью игнорируют звуки, идущие сбоку. Эту направленность называют «восьмеркой». Подобные микрофоны применяются для записи интервью или дуэтов.

Всенаправленные микрофоны – воспринимают звук с любой точки расположения источника звука (угол приема – 360°). Такую направленность называют «круговой». Эти модели используют при проведении различных мероприятий, например, праздников, концертов, лекций, круглых столов.

  • Полусферическая направленность – микрофон воспринимает звук из полусферы, передней либо задней (угол приема – 180°). Подобные модели являются разновидностью всенаправленных микрофонов.

Настраиваемые микрофоны – дают возможность изменять направленность в зависимости от конкретной ситуации и поставленной задачи. Для этой цели предусмотрен специальный переключатель. Такой вариант характерен для акустических микрофонов. Модели с настраиваемым типом направленности выбирают стримеры.

Тип подключения

Проводной – обеспечивает надежную передачу аудиосигнала по проводу. В результате звук получается очень чистым и детализированным. Также проводной микрофон характеризуется простотой подключения и использования.

Недостатки проводного микрофона: ограничение передвижений певца или спикера, вероятность проблем со звуком из-за повреждения кабеля. Подходит для студийной записи и домашнего использования.

Беспроводной – обеспечивает максимальную свободу передвижения, что важно при работе на сцене. Принцип работы: микрофон подключается к приемнику с помощью радиоканала, сам же приемник соединяется с усилителем проводным способом.

Недостатки беспроводного микрофона: высокая цена, необходимость контролировать уровень заряда аккумулятора, ограниченное время автономной работы, небольшая вероятность помех. Такой тип подключения присущ вокальным микрофонам.

Тип беспроводного

Ручной – удерживается в руке. Широко используется при проведении концертов, фестивалей, презентаций, для пения с караоке.

Петличный – освобождает руки пользователя. В основном применяется при записи телепрограмм.

Головной – как и предыдущий вариант оставляет руки свободными, но находится намного ближе ко рту говорящего, что улучшает четкость звука. В некоторых ситуациях головной микрофон проще закрепить, чем петличный – он не предъявляет никаких требований к одежде.

Ручной+головной, ручной+петличный – комбинации предыдущих типов, сочетающие их преимущества.

Длина провода / радиус действия

От этого параметра зависит степень свободы передвижения и удобство эксплуатации устройства. Чем длиннее провод / выше радиус действия беспроводного соединения, тем комфортнее работа с микрофоном.

Важно: радиус действия указывается в расчете на идеальные условия (в том числе отсутствие помех, полный заряд батареи). Фактическая величина будет меньше. Поэтому выбирайте беспроводной микрофон с некоторым запасом по радиусу действия.

Питание

«Фантомное» – питание поступает по кабелю, соединяющему микрофон и принимающее оборудование. Этот вариант избавляет от необходимости контролировать уровень заряда аккумулятора. В то же время свобода передвижения зависит от длины сетевого кабеля.

Важно: чтобы микрофон нормально работал, требуется ресивер или усилитель, поддерживающий такое питание. Некоторые устройства оснащены модулем, который дает возможность питаться от обычной сети (220 В).

Аккумулятор – не имеет лишних проводов и обеспечивает максимальную свободу передвижения, чем выгодно отличается от фантомного способа. Правда, такой вариант требует регулярной подзарядки батареи, что занимает определенное время (критично, если необходимо работать с микрофоном «здесь и сейчас», например, при записи интервью или ведении стрима).

Аккумулятор / фантомное – работает от двух способов питания. Универсальное решение.

Батарейки – обладают тем же преимуществом, что и аккумулятор. Такие элементы питания легко приобрести и заменить при необходимости, что позволяет работать с микрофоном почти без перерывов. Недостаток – постоянные расходы на покупку свежих батареек.

Источник питания (батарейки)

В микрофонах используются следующие разновидности источников питания:

  • AA («пальчиковые») – питают большинство устройств;
  • AAA («мизинчиковые») – используются в микрофонах для видеокамер, отдельных акустических моделях;
  • 6F22 («Крона») – применяются в акустических микрофонах;
  • CR2032 / CR1220 («таблетки») – питают устройства для видеокамер;
  • LR44 – еще одна разновидность типоразмера «таблетка», которая устанавливается в портативные микрофоны.

Характеристики

Уровень звукового давления (SPL) – показывает максимальный уровень громкости, который может принять микрофон. Измеряется в децибелах (дБ). С возрастанием уровня звукового давления снижается чувствительность микрофона.

Ориентировочные параметры SPL в зависимости от поставленной задачи:

  • работа в домашней либо профессиональной студии, проведение интервью – 100 дБ;
  • запись электрогитар и барабанов, концертная работа – 130 дБ.

Частотная характеристика – диапазон частот, в котором микрофон формирует звук. Единица измерения – герц (Гц). Чем ниже принимаемый звук, тем меньше должно быть нижнее значение диапазона. Для домашней студии подойдет микрофон с диапазоном частот 80-15000 Гц, для профессиональной – 20-20000 Гц.

Ориентировочный частотный диапазон для записи разных источников звука:

  • человеческая речь – 100-6000 Гц;
  • пение – 75-10000 Гц;
  • гобой, труба, акустическая гитара – 12000-15000 Гц;
  • синтезатор – 20000 Гц;
  • фортепиано, контрабас, бас-гитара, барабаны, саксофон – 20000-50000 Гц.

Разрядность и частота дискретизации АЦП – АЦП (аналого-цифровой преобразователь) превращает аналоговый сигнал от капсюля микрофона в «цифру». Чем больше разрядность и частота дискретизации, тем ближе цифровой звук к первоначальному аналоговому звуку.

Ориентировочные показатели:

  • разрядность АЦП – 16 бит (профессиональные микрофоны), 32 бит (элитные модели);
  • частота дискретизации АЦП – оптимальной считается 8 кГц. Встречаются микрофоны, у которых частота дискретизации составляет 96 кГц, что не всегда оправданно – с повышением этого параметра увеличивается объем передаваемых данных.

Соотношение сигнал / шум – чем больше это соотношение, тем меньше искажается звук. Измеряется в децибелах (дБ). У хороших микрофонов этот параметр составляет 64-66 дБ, профессиональные модели могут похвастаться величиной в 72 дБ и выше.

Номинальное сопротивление (импеданс) – сопротивление устройства переменному току. От этого параметра зависит совместимость микрофона с оборудованием, к которому он подключается. В разных моделях номинальное сопротивление составляет 600-10000 Ом.

Импеданс особенно важен в профессиональной технике, а вот для устройств, работающих в паре с ноутбуками, компьютерами, телефонами, эта характеристика зачастую не указывается.

Штекер подключения

XLR – такое подключение устойчиво к помехам, надежно фиксируется в гнезде. Недостатки: для подключения требуется специальный интерфейс или аудиокарта, большой размер разъема. Микрофоны с XLR относятся к профессиональным моделям, где требуется высокое качество передачи сигнала.

  • XLR3F – разновидность предыдущего разъема. Применяется в инструментальных и акустических микрофонах.

mini-Jack (3.5 мм) – широко распространенный интерфейс. Данное подключение обеспечивает сравнительно невысокое качество передачи сигнала. Для профессиональной работы микрофоны с интерфейсом mini-Jack не подойдут.

Jack (6.35 мм) – средний вариант между mini-Jack и XLR. Подобный вариант дает более надежное соединение, снижает возможность появления помех. Увеличение размера такого разъема усложняет его использование в портативном оборудовании. Чаще всего интерфейс Jack используется в микрофонах для караоке.

По количеству выходов (пинов) разъемы типа «джек» (Mini-Jack, Jack) можно разделить на следующие разновидности:

  • 2 pin (TS) – применяется для подключения монофонического микрофона;
  • 3 pin (TRS) – позволяет использовать стереофонический микрофон для передачи стереозвука;
  • 4 pin (TRRS) – служит для подключения микрофона к ПК и смартфону, дает возможность одновременно работать с микрофоном и стереофоническими наушниками (запись блогов, интервью, подкастов);
  • 5 pin (TRRRS) – позволяет использовать два микрофона, один из которых обеспечивает шумоподавление. Такие модели встречаются очень редко.

TA4F – специальный разъем, имеющий небольшие размеры. Встречается в профессиональных микрофонах, например, компактных петличных и головных моделях.

TA3F / TA4F – специальный разъем, имеющий небольшие размеры. Встречается в профессиональных микрофонах, например, компактных петличных и головных моделях.

USB – чаше всего используется в акустических микрофонах и моделях для ПК. Микрофон с USB можно подключить к смартфону или другому портативному девайсу. Недостаток – ограниченные возможности по обработке звука в реальном времени, поскольку аудиосигнал проходит через ПК.

Mini USB / Micro USB – уменьшенные версии USB. Используются в микрофонах для компьютеров. Разъем Micro USB имеет меньшие размеры относительно разъема Mini USB и часто встречается в микрофонах для караоке.

USB Type-C – по сравнению с USB обеспечивает более высокую скорость передачи данных. Подобным разъемом оснащаются микрофоны для компьютера и портативных гаджетов, например, смартфонов.

iPod – разъем, предназначенный для подключения микрофона к iPod и iPhone.

Rode MiCon – применяется в отдельных петличных и головных микрофонах.

Lighting/30-pin – применяется в микрофонах для телефонов и планшетов компании Apple. 30-pin – устаревший интерфейс (до 2011 включительно), Lighting используется в современной технике (с 2012). Для соединения этих разъемов нужен переходник.

HRS – используется в некоторых петличных и головных микрофонах.

microDot – позволяет подключить микрофон к звуковому оборудованию и музыкальным инструментам. Такой разъем гарантирует высокую надежность соединения за счет резьбы. Встречается в некоторых акустических и портативных микрофонах.

Иногда в микрофонах встречаются фирменные интерфейсы – они применяются определенными производителями.

Функции

Радиосистема – беспроводной микрофон, оснащенный ресивером и другими приспособлениями, необходимыми для работы. Это решение более удобно, чем поиск и приобретение по отдельности дополнительного оборудования, прежде всего ресивера.

Гибкая ножка – позволяет менять положение капсюля без необходимости передвигать микрофон. Этой же цели служит и жесткая ножка с поворотным креплением, но по сравнению с ней гибкий аналог дает большую степень свободы. Используется в микрофонах для ноутбука, компьютера и микрофонах для конференций.

ФНЧ – фильтр низких частот (Roll-off). Понижает уровень низких частот, что улучшает качество звукопередачи. В итоге заметно уменьшается количество помех от шума ветра, дыхания человека, ударов по микрофону. Такая опция пригодится, чтобы контролировать «эффект приближения» (повышение громкости низких частот в случае приближения к источнику шума). Встречается в электретных и конденсаторных моделях.

Стереозапись – записывает звук с микрофона в стереоформате. Обычно такая функция реализуется в двунаправленных микрофонах, реже – в парных комплектах.

Аттенюатор – снижает уровень сигнала на выходе. Применяется для ослабления громкости звука с целью недопущения перегрузки оборудования.

Отключение микрофона – полезно в ряде случаев: при связи по Skype, чтобы собеседник не слышал посторонние разговоры; во избежание появления неприятного звучания в колонках из-за перестановки микрофона и так далее.

Регулировка чувствительности – дает возможность менять настройки микрофона исходя из текущей ситуации (прежде всего, громкость звука). При этом не нужно пользоваться регулировками в других элементах аудиосистемы.

Переключение ДН – позволяет выбирать диаграмму направленности (ДН) однонаправленного микрофона (кардиодная, суперкардиодная и так далее). В некоторых моделях эта опция используется для переключения между разными форматами работы (однонаправленный, двунаправленный, всенаправленный).

Выход на наушники – для подключения наушников к микрофону. Такой вариант характерен для студийных устройств, поскольку помогает контролировать качество вокала при записи. Чаще всего наушники подключаются через mini-Jack.

Материал корпуса

Пластик – дешевый, легкий, устойчивый к коррозии материал. Минус – невысокая прочность. Используется в гарнитурах, микрофонах-петличках, компьютерных, ноутбучных моделях, а также устройствах для видеокамеры.

Металл – выигрывает у пластика в прочности. Недостатки: высокая цена, значительный вес, подверженность коррозии. Применяется в вокальных, инструментальных, студийных микрофонах.

Оснащение

Трансмиттер (внешний) – устройство, которым оснащаются модели миниатюрной формы с беспроводным соединением (гарнитуры, микрофоны-петлички). Микрофон подключается к трансмиттеру, который подвешивается на поясе. Такая конструкция микрофона позволяет его подсоединить к другой технике, а не только к передатчику.

Ресивер – приемник, который встречается в микрофонах с беспроводным соединением. Ресивер подключается к различной аудиотехнике, например, усилителю для передачи на него сигнала с микрофона.

Крепление на монитор – применяется в компьютерных микрофонах. Удачное решение при дефиците свободного места на столе, где находится компьютер. Такое крепление можно использовать и для работы с ноутбуком.

Оголенный провод – открытый участок микрофона, который служит для подключения к оборудованию, у которого есть клеммы (в том числе системы громкой трансляции). Соответственно, у такого микрофона отсутствует штекер.

Дисплей – отображает информацию о работе микрофона. Чаще всего встречается в беспроводных моделях, при использовании которых важно знать об уровне заряда аккумулятора, выбранном канале и так далее.

Держатель для стойки – позволяет легко устанавливать модель на стойку / штатив или же снимать его. Такой держатель используется в инструментальных и вокальных микрофонах. Пригодится в концертной деятельности.

Антишоковый подвес («паук») – гасит помехи в звучании от различных вибраций микрофона, вызванных шагами людей или работой техники.

Поп-фильтр – круглая пластина, которая устанавливается перед студийным микрофоном при записи вокала. Такой экран предотвращает помехи в звучании от потока воздуха (выдохов в микрофон). Поп-фильтр защищает микрофон от попадания брызг слюны, что продлевает его срок службы.

Съемный кабель – дает возможность поменять комплектный кабель на более длинный или короткий. Это решение заметно упрощает транспортировку и хранение микрофона.

Адаптер питания – подает фантомное питание от стандартной розетки (220 В) на электретный или конденсаторный микрофон. Полезен, если требуется подключить микрофон к ресиверам, плеерам и другой технике, у которой отсутствуют входы с фантомным питанием.

Тренога – миниатюрный штатив для установки микрофона на стол и другую высокую поверхность. Подобный штатив легко переносить, однако такое решение не годится для работы с конструкцией на полу или земле.

Ветрозащита – поролоновый или меховой чехол, который надевается на микрофон. Защищает устройство от воздействия сильных потоков воздуха и дыхания человека, создающих помехи.

Кейс или чехол – защищает микрофон и аксессуары от негативного влияния окружающей среды (грязь, царапины, удары), облегчает хранение и транспортировку. В результате приспособления не потеряются, а провод распутается. Кейс лучше оберегает от серьезных механических воздействий, чем чехол.

Время работы

Данный параметр актуален для беспроводных микрофонов. Зависит от энергопотребления устройства и емкости аккумуляторной батареи. Большинство микрофонов на одном заряде может работать 3-15 часов и более.

Вес

На этот показатель обращают внимание при покупке головных и петличных микрофонов, а также моделей для видеокамеры. Кроме того, слишком тяжелый инструментальный или концертный микрофон тоже неудобен при эксплуатации. Для стационарных моделей вес значения не имеет.

Производитель

При выборе бюджетного микрофона следует обратить внимание на продукцию низшего ценового сегмента: A4Tech, Canyon, Gembird, Genius, Sven, Bravis, Defender, DeTech, Kanen, Plantronics, Supra. Как правило, это китайские или местные малоизвестные бренды. Такие микрофоны – самые простые устройства, подходят в том случае, когда качество звучания не играет особо важной роли. Например, для звонков через Skype, компьютерных играх.

Группу качественных изделий составляют микрофоны Nikon, Olympus, Panasonic, Philips,

Pioneer, Sony, Logitech. Все эти бренды зарекомендовали себя высоким качеством продукции, надежностью и отличным сервисным обслуживанием. Такие микрофоны обеспечивают хорошее звучание, однако не являются профессиональными. Подойдут для домашнего применения, например, озвучки видеороликов, любительской записи музыки.

Лидерами среди производителей микрофонов для профессионального применения составляют Rode, AKG, Sennheiser, Shure, Telefunken, Neumann. Устройства обеспечивают максимальное качество записи звука. Используются во многих студиях звукозаписи, радиостудиях. Эти производители также выпускают вполне бюджетные модели для начинающих музыкантов.

При выборе следует помнить, если у вас ограниченный бюджет и основное применение микрофона – это домашнее использование, то можно ограничиться покупкой динамического микрофона. Если вам необходимо добиться максимального качества записи голоса, музыкальных инструментов, то необходимо приобрести более дорогой конденсаторный микрофон.

Отзывы о статье

В статье написано - децибелы (Дб) – чем ниже значение, тем чувствительнее микрофон, не понятно какая чуствительность микрофона указана в характеристиках на наушниках Lenovo LP40 Pro , например: чувствительность 96 дБ, и чувствительность -32 дБ.? Прочитав статью я не понял.

Вам краще підкаже консультант у будь-якому інтернет-магазині.

Никакой конкретики. Например, с какой чувствительностью надо покупать микрофон? Ни слова об этом. Как же я выберу, если только общие слова. Так и я в рассказах о телевизорах могу сказать, что есть с разными диагоналями и сделанные разными производителями. И что, как это поможет покупателю?

У статті ми намагаємось допомогти читачеві зрозуміти, що означають різні параметри у техніці, електроніці і т.і. Але сам вибір користувач робить сам згідно з метою покупки.

Статья просто бомба. Благодаря вашим советам подобрала себе микрофон Razer Seiren X Mercury в z51. Отлично записывает звук, без помех. Когда играю звук пишется сразу отдельно и когда в игре говорю все чисто без помех. На стриме тоже оценили эту обновочку. Так до этого смотрела обзоры и мне все не нравилось, чисто обзоры что увидели и все. А у вас прям по полочкам все разложено.

Дякую за зрозумілі пояснення, це допомогло у підборі необхідної гарнітури

Много интересного.