Человечество использовало химические реакции для получения электрического заряда еще несколько тысячелетий тому назад. Но только в 20 веке появились аккумуляторы с мощным выходным током, способные привести в движение автомобильный мотор.
Современные авто комплектуются несколькими типами АКБ, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, и, несмотря на то что первой (свинцово-кислотной) технологии уже почти сто лет, она не считается морально устаревшей.
Стартерные свинцово-кислотные (SLI). Работают на основе химической реакции между свинцовыми пластинами и серной кислотой. Такие АКБ недорогие, надежные и способны предоставлять повышенный пусковой ток. Однако имеют ограниченную емкость и срок эксплуатации, требуют регулярного обслуживания.
Аккумуляторы с гелевым электролитом. В агрегатах электролит имеет гелевую консистенцию, что позволяет избежать проблем с утечками и повышает безопасность. Долговечны, работают в любом температурном режиме.
Литиево-ионные (Li-ion). Обеспечивают высокую емкость, имеют долгий срок эксплуатации, не требуют обслуживания. Дорогие в производстве, имеют ограничения температурного диапазона.
Никель-металл-гидридные (NiMH). Высокая емкость, средняя цена, устойчивы к высоким температурам (по сравнению с Li-ion).
Свинцово-кислотные или аккумуляторы с plombiruem самый распространенный тип с широкой сферой применения. Принцип работы основан на химической реакции, происходящей между свинцовой пластиной (отрицательный электрод, анод), серным электролитом и свинцово-оксидной пластиной (положительный электрод, катод).
При зарядке аккумулятора протекает электролиз воды, при котором серная кислота разлагается на водород и кислород. Кислород соединяется с пластиной катода, превращая свинцовую оксидную пластину в диоксид свинца (PbO2), а свинец реагирует с серными ионами, образуя свинцово-серный соединение (PbSO4).
При разрядке аккумулятора происходит обратная реакция, в результате которой происходит высвобождение электрической энергии. Основные особенности:
Аккумулятор Mercury Special Plus 62 Ah Euro бюджетной стоимости, относится к классу необслуживаемых СКА (не требует долива воды, но необходима периодическая чистка контактов). Емкость 62 Ач, пусковой ток 580А, тип клемм Euro «+» 19.5 мм, «-» 17.9 мм, нижнее (на днище) крепление.
Бюджетный АКБ StartBOX Premium 75 Ah Euro стартерный, малообслуживаемый изготовлен по технологии SLA, VRLA (герметизированный свинцово-кислотный). Пусковой ток 680 А, напряжение 12В, емкость 75 Ач.
Кальциевые или кальций-свинцовые аккумуляторы, представляют собой тип герметичных АКБ, в которых катодные пластины покрыты слоем кальция. Технология обеспечивает дополнительные преимущества перед обычными СКА.
К недостаткам кальциевых АКБ относят большие габариты и вес (по сравнению с другими типами), ограниченную емкость (если сравнивать с литий-ионными), сложность восстановления после глубокого разряда. Кроме этого АКБ чувствительны к высоким температурам, которые снижают срок их эксплуатации и требуют специализированного зарядного устройства.
Бюджетный Klema Norm 6СТ-100 – один из лучших кальциевых АКБ для авто. Необслуживаемый, европейский корпус, канонические клеммы, пусковой ток 800 А, емкость 100 Ач, вес 24 кг.
Производительная модель Maff 62 Ah относится к классу стартерных необслуживаемых АКБ для легковых авто. Емкость 62 Ач, прямая полярность, пуск 560 А, нижнее крепление.
AGM (Absorbent Glass Mat) и EFB (Enhanced Flooded Battery) – две технологии, используемые в автомобильных аккумуляторах для повышения производительности и долговечности.
AGM-аккумуляторы имеют маты из стекловолокна, пропитанные абсорбированным электролитом. Удержание электролита в стеклоткани позволяет более эффективно использовать активную поверхность пластин и обеспечивает низкое внутреннее сопротивление.
EFB-технология – эволюция традиционных кислотных АКБ с усиленными стекловолоконными пластинами, промежуточная серия между СКА и AGM-аккумуляторами. Агрегаты имеют улучшенную электропроводность и устойчивость к циклическим зарядам и разрядам, что делает EFB-аккумуляторы идеальным выбором для автомобилей с функциями Start-Stop, где двигатель периодически отключается и снова запускается.
Аккумулятор Bosch S5 AGM 95 Ah с технологией AGM (абсорбированный электролит) обеспечивает пусковой ток 850 А, емкость 95 Ач, стандартное размещение клемм, нижний крепеж.
Бюджетный АКБ GigaWatt EFB 65 Ah Euro с технологией EFB, емкостью 65 Ач обеспечивает пусковой ток 650 А, обратная полярность. Востребованная модель для легковых автомобилей с системой Старт-Стоп.
Сегодня литий-ионная технология АКБ наиболее экономичная, батареи имеют большую емкость что позволяет электрическим автомобилям проезжать большие расстояния на одном заряде. К дополнительным преимуществам относят:
Литий-ионные аккумуляторы используются в системах регенеративного торможения, которые преобразуют кинетическую энергию, выделяющуюся при торможении, обратно в электрическую.
LogicPower LP LiFePo-4 12V-50 Ah (AUTO noBMS) – продуктивный литий-железо-фосфатный АКБ среднего ценового сегмента. Емкость 50 Ач, необслуживаемый, пусковой ток EN 1500 А, прямая полярность клемм, верхнее крепление.
Выбор аккумулятора для автомобиля зависит от различных факторов, включая потребности, бюджет, тип автомобиля и условия эксплуатации. На что нужно обратить внимание.
При выборе аккумулятора для авто основное внимание уделяют рекомендации производителя, который указывает наиболее подходящий класс АКБ для каждой модели.